В Казахстане разработан проект закона по вопросам реформирования жилищной политики


жилищная политика


В ходе заседания Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос о новых подходах к жилищной политике в стране. О предпринимаемых мерах по совершенствованию механизмов жилищной политики рассказали в своих выступлениях заместитель Премьер-Министра Роман Скляр, министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Ляззат Ибрагимова, председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов, а также акимы Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов, Карагандинской области — Женис Касымбек, городов Нур-Султан Алтай Кульгинов и Шымкента — Мурат Айтенов.

В своем докладе в ходе заседания Б. Атамкулов отметил, что в 2020 году по республике построено 15,3 млн м2 жилья, сдано свыше 140 тыс. жилищ.

Инвестиции в жилищное строительство возросли на 33,6% в сравнении с 2019 годом и составили 2 трлн тенге.

На 1 тенге государственных средств привлечено 5 тенге частных инвестиций. «Государственная поддержка оказана 38,4 тыс. семьям, в том числе в виде социального жилья в размере 28 тыс. и льготных займов - 10,4 тыс. В текущем году планируется за счет всех источников финансирования построить 17 млн м2 жилья – это 163 тыс. жилищ», — отметил Б. Атамкулов.

По словам министра, государственные инвестиции охватят поддержкой 31,3 тыс. очередников.

Планируется построить и приобрести 22,5 тыс. единиц социального жилья и выдать 8,8 тыс. льготных займов очередникам.

«Для решения вопроса очередности Глава государства ранее поручал создать на основе АО «Жилстройсбербанк Казахстана» полноценный институт развития и поддержки – «Отбасы банк» с передачей очередников местных исполнительных органов. Основной принцип работы «Отбасы банк» будет направлен на повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения», — отметил Б. Атамкулов.

На базе «Отбасы банка» планируется создать «Центр по обеспечению жильем», который будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет всех нуждающихся в жилье, а также распределение жилья по дате постановки в соответствии с лестницей доступности жилья.

База «Центра по обеспечению жильем» будет интегрирована с государственными базами данных физических лиц.

Кроме того, как подчеркнул министр, повторное включение в базу не будет допускаться, граждане могут участвовать в государственных программах только один раз.

Для реализации механизма субсидирования арендной платы предлагается усилить полномочия «Отбасы банк»

В данном механизме будет задействован Единый оператор жилищного строительства, который сформирует пулы арендного жилья, и будет управлять жилищным фондом, заключая договора с арендаторами.

Также предлагается субсидировать аренду от арендной платы частного жилищного фонда в размере 21 МРП.

«Количество граждан, состоящих в очереди на получение жилья, ежегодно растет в среднем на 50 тысяч и на сегодня составляет 548 тысяч человек», — констатировал Б. Атамкулов.

Очередники, имеющие доход ниже 1 прожиточного минимум на члена семьи, по словам министра, в основном это многодетные семьи, дети-сироты, семьи, имеющие детей инвалидов и другие социально-уязвимые слои населения, будут обеспечены жильем через механизм субсидирования частного арендного жилья.

Очередники, имеющие доход выше 1 прожиточного минимума, в основном госслужащие, бюджетники, неполные семьи и другие очередники, будут приобретать жилье через получения льготных займов на новое жилье.

В рамках реализации поручений Главы государства по совершенствованию жилищной политики, данных 26 января 2021 года на расширенном заседании Правительства, предлагается предоставить право местным исполнительным органам изымать земельные участки для строительства жилья и социальных объектов за счет собственных средств застройщика при условии предоставления 50% от объема строящегося жилья по ценовым параметрам, установленным Госпрограммой «Нұрлы жер».

В случае строительства этих объектов на собственных участках застройщика, предлагается предоставление альтернативных земельных участков или возмещение затрат застройщика. При этом земельные участки для строительства будут предоставляться согласно Правилам организации и проведения торгов по продаже земельного участка или права его аренды.

Кроме того, по словам министра, предлагаются дополнительные меры по развитию жилищного строительства. Среди них меры по:

- формированию пулов арендного жилья и стимулированию создания частных социальных фондов недвижимости;
- привлечению рыночного фондирования (депозиты населения, пенсионных накоплений) и субсидированию расходов по займу;
- внедрению механизма проектного финансирования частных застройщиков;
- внедрению Рейтинга строительных компаний по долевому строительству;
- ужесточению ответственности недобросовестных застройщиков.

«В случае принятия всех мер, дополнительно будет построено 1,7 млн м2 жилья или 28 тыс. квартир во всех регионах страны», - отметил Б. Атамкулов.

Инвестиции, по словам министра, в жилищное строительство дополнительно составят 300 млрд тенге. Это позволит:

- создать 55 тыс. новых рабочих мест;
- обеспечить налоговых поступлений на 40 млрд тенге;
- за счет эффекта масштаба задействовать смежные отрасли по производству товаров, работ и услуг почти на 530 млрд тенге.

Также Атамкулов обратил внимание на необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

В данном направлении, по словам министра, в настоящее время подготовлена Концепция проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики» и 5 февраля текущего года одобрена на МВК.

Законопроект разработан и направлен на получение соответствующих экспертиз и после прохождения всех процедур согласования будет внесен в Правительство РК в установленном порядке в апреле месяце текущего года.

О механизмах льготного кредитования и недобросовестных застройщиках в сфере долевого строительства

Председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов также обратил внимание на увеличение объемов финансирования в регионах.

По словам Арифханова, по строительству кредитного жилья в обороте акиматов сейчас находятся 387 млрд тенге.

Для увеличения объемов строительства Единый оператор сможет дополнительно привлечь на рыночных условиях 61 млрд тг.

«Привлекаемое фондирование будет направлено на микширование средств с текущими объемами, что позволит выкупать облигации акиматов по единой ставке 4,25% годовых. Это позволит увеличить оборот средств до 448,5 млрд тг, построить 2,5 млн м2 жилья или 41,5 тыс. квартир», — отметил А. Арифханов.

Всего в текущем году планируется привлечь на рыночных условиях порядка 300 млрд тг.

Как отметил далее А. Арифханов, в качестве потенциальных инвесторов рассматриваются коммерческие банки, страховые и финансовые организации на внутреннем и российском рынках.

В 1 квартале планируется завершить переговоры с Евразийским банком развития и Сбербанком России.

Дополнительно, по словам председателя правления «НУХ «Байтерек», для поддержки финансово-устойчивых застройщиков, которые не могут получить коммерческие кредиты в банках из-за отсутствия свободной залоговой базы, предлагается внедрение механизма проектного финансирования.

Также А. Арифханов обратил внимание на внедрение механизма субсидирования частного арендного жилья для очередников с доходом ниже 1 прожиточного минимума, о котором выше говорил министр Б. Атамкулов.

Для этого, по его словам, Единый оператор будет:

- заключать оффтейк-контракты с частными застройщиками;
- формировать пулы жилья и предоставлять очередникам в аренду без выкупа;
- субсидировать ежемесячные арендные платежи.

Вместе с тем, А. Арифханов отметил, что для запуска механизма необходимы законодательные изменения, которые были озвучены министром индустрии и инфраструктурного развития.

По информации местных исполнительных органов сейчас имеются свободные земельные участки у частных застройщиков на 31,2 тыс. квартир, у акиматов на 188 тыс. квартир.

Отдельной проблемой является нарушение недобросовестными застройщиками законодательства в сфере долевого жилищного строительства.

За прошедшие 2 года было выявлено 123 таких компаний.

«Финансово неустойчивые компании открыто привлекают вклады населения через различные кооперативы, союзы, паевые взносы, обещая качественное и недорогое жилье. При этом, никто не гарантирует в данном случае завершение строительства», — отметил А. Арифханов.

В данном направлении холдингом «Байтерек» предлагается сохранить только два действующих способа: механизм гарантирования и проектное финансирование через банки второго уровня.

При этом, как отметил А. Арифханов, необходимо внедрить простой и понятный для всех рейтинг строительных компаний, которые вправе привлекать средства населения.

Принцип следующий — для финансово устойчивых компаний сохраняется действующий механизм гарантирования.

Для компаний с низким рейтингом, Единый оператор напрямую будет привлекать долевые вклады от населения по фиксированным ценам и обеспечивать сохранность средств на специальном эскроу-счете.

В свою очередь, коммерческие банки смогут выдавать населению ипотеку на приобретение строящегося жилья без дополнительных залогов.

О реализации государственной программы «Нурлы жер»

Председатель правления АО «Отбасы банк» Ляззат Ибрагимова проинформировала в свою очередь о мерах по реализации государственной программы «Нурлы жер».

В рамках системы жилищных строительных сбережений за период с 2019 по 2020 годы количество заключенных договоров увеличилось с 407 тыс. до 486 тыс. За этот период количество участников системы выросло с 1553 тыс. до 1 862 тыс., или на 20%.

С начала реализации госпрограммы на предоставление жилищных займов «Отбасы банку» было выделено 310 млрд тг. Из них в августе 2020 года на программу «Шанырак» выделено 90 млрд тенге. В текущем году планируется получить 202 млрд тг, в том числе на программу «Шанырак» в марте месяце 120 млрд тг.

В целом, как отметила Л. Ибрагимова, ситуация о ходе реализации государственных программ следующая.

С момента реализации госпрограммы выдано 35 049 займов на сумму 337,5 млрд тг. Из них в рамках реализации кредитного жилья выдано 19 085 займов на сумму порядка 165,9 млрд тг. По направлению «Бақытты отбасы» выдано 9 488 займов на сумму 97,2 млрд тг. По пилотному проекту «Шанырак» выдано 6 476 займов на сумму 74,5 млрд тг.

«По состоянию на 01.02.2021 г. 237,6 тыс. очередников имеют вклады в банке около 143 млрд тг. Из них 188 тысяч (79%) начали аккумулировать средства на жилье и имеют накопления. Средняя сумма накоплений очередников-более 601 тыс. тг. Ежегодно 30 тысяч очередников открывают вклады», — сказала Л. Ибрагимова.

В банке имеют кредиты 32,7 тыс. очередников.

Также Л. Ибрагимова обратила внимание на новый подход в системе учета граждан, нуждающихся в жилье, который предполагает ведение централизованной системы учета граждан.

Консолидация всех данных с учетом 17 баз госорганов позволит, по словам председателя правления банка, сформировать портрет семьи граждан, нуждающейся в жилье. Это, в свою очередь, позволит комплексно решать жилищные вопросы, разрабатывать предложения по совершенствованию жилищной политики.

«Автоматизация всех процессов исключает человеческий фактор и обеспечивает прозрачность, гласность учета граждан и распределения жилья», — отметила Л. Ибрагимова.

В настоящее время, как уже отмечалось, подготовлен пакет изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реформирования жилищной политики.

Правила использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий

В Правила также предлагается внести ряд изменений. В частности,

- дополнить цели использования вкладов в ЖСС по системе жилищных строительных сбережений в целях пополнения без начисления государственной премии;
- в подпунктах 1) и 3) пункта 5 Главы 2 правил отдельно выделить цель «приобретение земельного участка с целевым назначением-индивидуальное жилищное строительство или личное подсобное хозяйство» без привязки к индивидуальному жилищному строительству.

По поводу подключения к государственной базе данных, по словам Л. Ибрагимовой, система прошла тестирование в рамках интеграции с базами государственных органов и сервисы по 6 базам готовы к промышленной эксплуатации. 4 базовые услуги на этапе тестирования.

При этом на сегодняшний день подключение к 7 базам возможно только с согласия заявителя. Укрепляется также сотрудничество с частными застройщиками.

На сегодня в целях недопущения роста цен на недвижимость частными застройщиками предлагается запустить пилотный проект в городах Нур-султан и Алматы в определенной ценовой категории за м2.

В настоящее время показатели по использованию пенсионных выплат следующие.

Наибольшая доля поступивших заявок:

* Погашение задолженности по ипотечным займам - более 35 тыс. заявок
* Покупка жилья без ипотеки - более 28 тыс. заявок
* Выдача сбережений родственнику - более 20 тыс. заявок
* Остальные - более 13 тыс. заявок

По состоянию на 19 февраля 2021 года:

* В ЕНПФ направлено 98 тыс. заявок на сумму 564 млрд тг
* Реализовано 28 тыс. заявок на сумму 145 млрд тг;
* Подготовлен пакет изменений и дополнений в программу
Ситуация на рынке жилья.

«В 2020 году на рынке заключено 307 884 сделки купли-продажи жилья. По состоянию на 19.02.2021 г. в ЕНПФ направлено 38 тыс. заявок на цели, связанные с приобретением жилья», — отметила Л. Ибрагимова.

В целях повышения доступности населения к решению жилищных вопросов банком выработаны следующие предложения:

о возможности использования единовременных пенсионных выплат для пополнения жилищных строительных сбережений вкладчиков.
- о выделении в качестве отдельной цели использование единовременных пенсионных выплат для получения земельного участка.

О реализации жилищной политики в Восточно-Казахстанской области

Как отметил аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов, на текущий год запланирован ввод в эксплуатацию 582 тыс. м2 жилья с ростом на 112% к показателям прошлого года. Предусмотрено выделение 34 млрд тг, из которых 20% за счет республиканского бюджета.

«Нами запланировано строительство 59 тыс.м2 одноэтажного жилья частными застройщиками (оффтейк-контракты) с дальнейшим выкупом нового жилья по ценовым параметрам «Нурлы Жер», — отметил Д. Ахметов.

Для стимулирования строительства многоэтажных жилых домов за счет частных инвестиций в области разработан новый механизм, в которой доля государственных средств составит — 25%, частные инвестиции — 75% процентов.

По данному механизму в текущем году будет начато строительство 42 многоквартирных домов общей площадью 262 тыс. м2, на сумму 34 млрд тг.

По программе «Шаңырақ» реализовано 117 квартир на общую сумму 1,2 млрд тг. До конца текущего года планируется реализовать 458 квартир.

По программе «Бакытты отбасы» в текущем году предусмотрен лимит займов на 254 квартир на сумму 2,5 млрд тг.

По программе «7-20-25» банками второго уровня одобрено 1 466 заявок на сумму 14 млрд тг.

«Область поддерживает внедрение новых подходов в жилищной политике, предложенные Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, который даст ощутимый мультипликативный эффект развитию всей строительной отрасли в целом»,— отметил Д. Ахметов.

Реализация жилищной политики в Карагандинской области

По словам акима Карагандинской области Жениса Касымбека по итогам 2020 года в области введено в эксплуатацию 530 тыс. м² жилья, что почти на 26% больше показателей 2019 года. В том числе, коммерческого жилья — (44,4%), бюджетного жилья — (27,7%), индивидуального жилья — (27,8%).

Порядка 6,5 тыс. семей улучшили свои жилищные условия, в том числе свой дом обрели 2,5 тысячи граждан, состоящих в очереди на социальное жилье.

В целом, в прошлом году по программе «Нұрлы жер» выделено 21 млрд тг.

Так, на строительство арендного жилья только за счет средств местного бюджета выделено 4,2 млрд тг. 

За счет принятых мер из местного бюджета дополнительно введено порядка 300 квартир.

Темпы предоставления социального арендного и кредитного жилья выросли за год на 40%.

«В 2021 году планируем построить на 25% больше, то есть более 662 тыс. м², чтобы обеспечить арендным и кредитным жильем более 3 тысяч семей, в том числе 600 многодетных», — отметил Ж. Касымбек. 

По словам акима, доля коммерческого жилья вырастет до 50% и ожидается, что в этом году будет введено более 330 тыс. м2 такого жилья.

«В целях обеспечения земельных участков инфраструктурой в текущем году выделены рекордные для области средства. Если за 2017-2020 годы было выделено 6,3 млрд тг, то в текущем году уже предусмотрено 5 млрд тг. Дополнительно на уточнение республиканского бюджета заявлено 800 млн тг»,— отметил Ж. Касымбек. 

По словам акима, по итогам реализации проектов инфраструктурой будут обеспечены 2 тыс. земельных участков.

Аким также подчеркнул, что регионом поддерживаются дополнительные меры, предложенные Министерством индустрии и инфраструктурного развития.

Вместе с тем, Ж. Касымбек предложил, чтобы в случае превышения стоимости 1 м2 выше 180 тыс. тенге по Карагандинской области, рассмотреть возможность субсидирования превышение стоимости за счет государственного бюджета или увеличить ценовой порог приобретения жилья в Карагандинской области для АО «КЖК».

«В целом, эти меры придадут новый импульс развитию жилищного строительства и обеспечат большее количество нуждающихся граждан доступным жильем»,— отметил Ж. Касымбек. 

Заместитель Премьер-Министра РК Роман Скляр отметил, что вопросы жилищной политики находятся на постоянном контроле Правительства и представленные докладчиками предложения направлены на повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения.

«Благодаря принимаемым мерам прогнозируем активизацию строительной отрасли, что в целом позитивно повлияет на рост экономики страны. Предусмотрены необходимые правовые изменения, а также трансформация долгосрочных планов Правительства в национальный проект», — отметил Р. Скляр.


Источник информации: https://www.gov.kz
Размещено: 24 февраля
Просмотров: 77