Нур-Султан стал первым городом Казахстана, в котором принят единый дизайн-код


Под занавес уходящего года маслихат города Нур-Султан утвердил единый дизайн-код оформления городских улиц и зданий. Он разработан специалистами ТОО «НИПИ «Астанагенплан» по поручению Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева.

Дизайн-код — свод правил и рекомендаций по формированию архитектурного облика столицы, совершенствования дизайна и эстетики городской среды. Миссия этого масштабного документа – служить методическим руководством и инструментом совершенствования эстетической выразительности городской среды, повышения его комфортности и безопасности на основе гармонизации и художественного осмысления форм и колористического строя городской мебели, использования экологически чистых технологий и поиска путей рационального решения транспортных проблем.

В дизайн-коде разработаны правила и сформулированы рекомендации, которые позволят устранить последствия практики бессистемного, хаотичного формирования пространства и объектов городской среды, внести определенный порядок и эстетическую направленность в процесс проектирования и застройки улиц и площадей города. Параметры единого архитектурного стиля прописаны в Законе РК от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», где прописана необходимость создания подобного документа для всех городов республиканского значения и областных центров. Но пока на практике единый дизайн-код принят только в Нур-Султане.

Дизайн — код пока еще новый для казахстанских специалистов термин. Под  дизайн-кодом понимается регулирование  дизайнерской деятельности по эстетической организации  всех элементов, формирующих архитектурно‐художественный облик городского интерьера и наполняющих городскую среду: дизайн фасадов зданий, городской мебели (скамейки, светильники, информационные и рекламные установки и др.), элементы навигации, малые архитектурные формы и многое другое.

Дизайн-код призван конкретизировать возможности реализации  стилистических и эстетических  концепций и принципов, заложенных в проекте Генерального плана г. Нур-Султан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан 23 декабря 2016 года. Он будет своего рода «Конституцией» для проектировщиков и представителей бизнеса, участвующих в формировании архитектурно‐художественной среды города Нур-Султан. Дизайн-код поможет сформулировать цели для каждого проекта. Он определяет правила проектирования и служит понятным источником информации.

Дизайн-код города распространяется на улично-дорожное пространство. Также он включает в себя правила оформления и размещения элементов благоустройства, а также требования по оформлению фасадов зданий и сооружений.

Без единого дизайн-кода город развивается хаотично

Чтобы понять его значимость, нужно обратить внимание на то, к чему приводит отсутствие дизайн-кода. В Нур-Султане это стало одной из причин, почему не все районы города удобны для пеших прогулок. Так, в городе нет четкого разделения движения транспорта и пешеходов, а по узким тротуарам ходить часто бывает небезопасно, особенно в гололед. В социальных сетях нередко звучит критика от горожан из-за неудачного расположения входных групп, лестниц, остановочных павильонов. Картину дополняют припаркованные на тротуарах автомобили, поэтому люди вынуждены порой ходить по проезжей части.

Возникают нарекания и по поводу качества благоустройства парков и скверов, несоблюдение требований по эксплуатации, неверному выбору малых архитектурных форм. Они могут стать даже опасными для пешеходов из-за неаккуратности выполнения отдельных элементов, отсутствия правильного ухода и своевременного ремонта.

Нерациональные планировочные решения провоцируют также ухудшение состояния зеленых насаждений при последующей эксплуатации. Так, запечатывание поверхности приствольного круга дерева приводит к его гибели в течение последующих лет, отсутствие дренажа на бессточных участках газона приводит к его вымоканию, частичной или полной утрате. Подобные участки требуют ежегодного ремонта смыва растительной земли на дорожное полотно с прилегающих газонов, недостаточная ширина пешеходного транзита, приводящая к вытаптыванию прилегающего газона, провоцирует загрязнение дорожных покрытий и распространение пыли, что негативно сказывается на экологии города.

Фасады отдельных зданий и сооружений нуждаются в капитальном ремонте. Для них нужно новое колористические решение и архитектурное освещение. Малые архитектурные формы, элементы городского дизайна, навигации и мебели представлены в недостаточном количестве, имеют место разностилевые решения, в том числе колористические, и не интегрированы в ландшафт. Многие объекты выполняются на низком профессиональном уровне.

Утвержденный дизайн код в первую очередь ориентирован на улично-дорожное пространство и прилегающие к ним фасадные элементы зданий и сооружений. В среднем, улицы занимают примерно пятую часть от всей территории города. Во всем мире их основная роль заключается в том, чтобы связать различные районы города.

Перспективное развитие города рассматривается во взаимосвязи с экологически чистыми технологиями и гармоничным обустройством общественных пространств на основе идей датского архитектора и специалиста по ландшафтному дизайну Яна Гейла.

Виды улиц

Проект дизайн-кода города Нур-Султан включает также классификацию улично-дорожной сети (УДС) и ее функциональное зонирование.

Все улицы обеспечивают транспортную связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также со скоростными дорогами в пределах города, с развязкой движения транспорта в разных уровнях.

Так, магистральная улица общегородского значения непрерывного движения имеет ширину от 60 до 100 метров и минимально допустимое число полос движения проезжей части в обоих направлениях в ней составляет шесть полос.

Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения предполагает ширину развязки от 40 до 80 метров и четырехполосное движение.

Магистральная улица районного значения регулируемого движения имеет ширину от 30 до 40 метров.

Улицы местного значения – транспортная (без пропуска общественного транспорта) и пешеходная связь микрорайонов и групп жилых зданий с магистральными улицами районного значения, шириной от 15 до 30 метров.

Магистральные улицы общегородского значения ул. Акжол, ул. Шабал Бейсековой, ул. Хусейн бен Талал, ул. А52 формируют малую кольцевую дорогу непрерывного движения. Изменение трассировки прохождения малой кольцевой дороги связано с размещением территории выставочного комплекса ЭКСПО-2017, нового железнодорожного вокзала и автовокзалов.

Основными улицами общегородского значения регулируемого движения являются пр. Богенбай батыра, переходящий на пр. Н. Тлендиева и ш. Алаш; ул. Кенесары, переходящий на пр. Абылай хана; пр. Р. Кошкарбаева; ул. Сыганак; ул. Сарайшык; пр. Сарыарка, переходящий на пр. Туран; пр. Республики; пр. Кабанбай батыра; пр. Тауелсиздик; ул. Орынбор.

Магистральные улицы районного значения связывают жилые массивы с центром и между собой, а также выводят транспортные потоки на магистрали общегородского значения. Основными магистралями районного значения регулируемого движения являются: ул.Кенесары; пр.Абая; ул.Бейбитшилик; ул.Иманова; ул.Кунаева; ул.Достык; ул.Акмешит; ул.Туркистан; ул.Сауран; ул.Рыскулова; ул.Майлина; ул.Байтурсынова; ул.Нажимеденова.

Для всех типов улиц выделяются функциональные зоны. Среди них – пешеходная зона; зона транзитного обслуживания транспортного и пешеходного движения; разделительная полоса и зона формирования архитектурно-художественного облика города.

На пешеходную зону распространяются правила оформления благоустройства элементов организации пешеходного движения, организации пешеходной навигации, организации мест отдыха пешеходов, организация озеленения территории, организацию велодвижения, организацию мелкорозничной торговли, организацию коммунально-бытового обслуживания, организацию утилитарного освещения, организацию размещения рекламных конструкций.

На зону транзитного обслуживания транспортного и пешеходного движения распространяются правила оформления благоустройства элементов организации посадки и высадки пассажиров, организации функционального освещения проезжей части, обеспечения транзитного перемещения пассажиров, в том числе на территорию пешеходной зоны, организации дорожного движения, организации временного размещения транспортных средств, организации дорожной навигации, в том числе информационных конструкции, размещение рекламных конструкций, организацию обеспечения содержания полос дорожного движения, организации мест сбора и вывоза твердого бытового мусора.

На разделительную полосу распространяются правила оформления благоустройства элементов организации сопряжения полос дорожного движения и разделения потоков транспортного движения, создания санитарно-защитной зоны между полосами дорожного движения, организации транзитного перемещения пассажиров, организации утилитарного освещения полосы дорожного движения, организации посадки и высадки пассажиров, организации дорожной навигации, в том числе размещения информационных конструкций, размещения рекламных конструкций, обеспечения содержания полосы дорожного движения, размещения технических средств организации дорожного движения.

На зону формирования архитектурно-художественного облика города распространяются требования по формированию архитектурно-градостроительного решения фасадов, а также колористического решения фасадов, организации архитектурно-художественного освещения, формированию внешнего художественного облика фасадов и витрин, организации оптимального перемещения пешеходов к объектам застройки, устройства входов в них, организации размещения информационных конструкций, обеспечения комфортного и безопасного использования территории, в том
числе с возможностью организации кратковременного отдыха, обеспечение поддержания эксплуатационных характеристик объектов застройки.

Реализация дизайн-кода будет значительным шагом вперед по улучшению городской среды и туристической привлекательности города Нур-Султан. Так как в создании внешнего облика города важным является комплексный подход.

дизайн-код

Рис. 1. Структур дизайн-кода г. Нур-Султан  


Протяженность улично-дорожной сети составляет 2387,3 км.  Плотность магистральной сети улиц и дорог составляет 3,36 км/км2.

дизайн-код


Рис. 2. Классификация улично-дорожной сети г. Нур-Султан


Классификация улично-дорожной сети г. Нур-Султан

Проект Дизайн-кода предусматривает четкое зонирование пешеходных, велосипедных зон, зон уличных кафе, общественных пространств и озеленения (Рис 3).

Под занавес уходящего года маслихат города Нур-Султан утвердил единый дизайн-код оформления городских улиц и зданий. Он разработан специалистами ТОО «НИПИ «Астанагенплан» по поручению Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева.

дизайн-код


Рис. 3 Функциональное зонирование типовых поперечных профилей улиц г. Нур-Султан


дизайн-код

Рис. 4 Принципиальная схема функционального зонирования улично-дорожной сети.



Источник информации: Сайт Saulet.astana.kz
Размещено: 30 января
Просмотров: 86