Чем чревато для энергетической отрасли принятие нового Экологического Кодекса


кодекс


Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК инициировало принятие нового Экологического Кодекса, который предполагает внедрение новых стандартов и наложение штрафных санкций на тех, кто им не соответствует.

Однако, по мнению самих энергопроизводителей, принятие такого закона потребует ряда дорогостоящих экологических мероприятий, что потребует значительного повышения тарифов на электроэнергию. О специфических особенностях данного законопроекта, в беседе с журналистом zakon.kz рассказал один из ведущих экспертов в энергетической области, сопредседатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Даулет Ахметов.

Как отметил эксперт, главная проблема нового Экологического Кодекса состоит в том, что он основан на системе экологических платежей и штрафов. И подход Минэкологии заключается в том, что если мы введем на законодательном уровне более высокие платежи и штрафы, то и с экологией у нас в стране все наладится.


По логике разработчиков законопроекта, все проблемы плохой экологии в Казахстане возникают только из-за того, что у нас низкие штрафы и экологические платежи. И при этом данный подход экологи обосновали, взяв опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где система экологических платежей и штрафов действительно работает. Но дело в том, что в странах ОЭСР не только внедрена система значительных экологических платежей, в странах ОЭСР наилучший в мире инвестиционный климат, более совершенное государственное регулирование, развитые финансовые рынки и высокий уровень жизни населения, не говоря об уровне тарифов на электроэнергию. Поэтому главный проблемный вопрос заключается в том, насколько адекватно будет выборочное использование подходов ОЭСР в казахстанских реалиях.

Во-первых, к сожалению, Казахстан еще не стал частью ОЭСР по многим параметрам, и поэтому, переняв только систему высоких экологических штрафов и платежей, не стоит ожидать улучшения в сфере экологии. Ведь основная причина плохой экологии в Казахстане это использование нашими предприятиями старых технологий. Однако вопросы привлечения и стимулирования инвестиции в новом проекте экологического кодекса не нашли свое отражение.

Во-вторых, проект Экологического кодекса требует выполнения новых экологических стандартов, основанных на наилучших доступных технологиях. Однако, экологические стандарты ОЭСР для угольных электростанций были рассчитаны на основе европейского оборудования и более качественного топлива, которое используют в Европе – сказал Даулет Ахметов.

Сейчас Минэкологии отошли от прямой ссылки на европейские нормы, и указали в законопроекте, что будут разработаны казахстанские стандарты наилучших технологии. Однако, так как экологическое регулирование на основе наилучших возможных технологий должно основываться на каком-то конкретном типе оборудования, непонятно на оборудование какой страны будут ориентироваться (Китай, Россия, Европа, Япония и др), так как в Казахстане нет крупного отечественного производства энергетического оборудования. То есть этот вопрос пока остался открытым, и предприятия не знают, какие стандарты они должны будут выполнять после принятия нового Экологического Кодекса, сколько это будет стоить и как это повлияет на конечный тариф. При этом, надо понимать что для проектирования нового оборудования и привлечения финансирования нужно не менее одного-трех лет, хотя в проекте экологического кодекса предполагается что это нужно сделать в течение одного года для получения нового комплексного разрешения, – продолжил Даулет Ахметов.

Он дополнил, что новый проект Экологического Кодекса также не учитывает специфики электроэнергетической отрасли. Ведь в отличие от других отраслей экономики, электроэнергетики реализуют свою продукцию по тарифам, регулируемым государством.

В третьих, большинство электростанций страны были построены в 50-70 годах прошлого века. И проблема заключается в том, что невозможно улучшить показатели старых электростанций просто приняв новый экологический кодекс. Поэтому, когда мне задают вопрос – каким образом решать эту проблему, я отвечаю, что здесь такая же ситуация, как если человек ездит на старых «Жигули» а у него требуют соблюдения стандартов, как для автомобиля Tesla. И единственный способ достичь этого – купить Tesla. Но тогда возникает вопрос – на какие деньги? Ведь если говорить простыми словами, то нельзя получить европейский стандарт экологии без европейского уровня тарифов. Так по оценке Всемирного банка необходимо инвестировать более 96 млрд долларов в электроэнергетику Казахстана до 2045 года для реализации концепции перехода к «зеленой экономике», – пояснил Даулет Ахметов.


Однако, действующее регулирование по сдерживанию тарифов и нулевой прибыли на электростанциях сделало электроэнергетику Казахстана инвестиционно-непривлекательной. Поэтому встанет вопрос – каким образом энергопредприятия будут финансировать экологические инвестиции, когда действующий уровень тарифов не достаточен для их текущей деятельности.

И самое главное, электроэнергетика является одной из ключевых отраслей, а стабильное энергоснабжение является необходимым условиям для жизни в наших климатических условиях. Поэтому, что делать с энергопредприятиями, которые не смогут из-за тарифного регулирования выполнить новые экологические требования. Ведь высокие экологические штрафы приведут к банкротству данных предприятий, а закрытие электростанции в казахстанских реалиях может привести к более тяжким последствиям.

Проект экологического кодекса декларирует о возможности улучшения экологии путем внедрения нового регулирования на основе наилучших доступных технологий и высоких штрафов. Однако, нельзя решать вопросы экологии без решения вопросов привлечения инвестиции и модернизации отрасли. Поэтому для сохранения стабильного энергоснабжения экономики и населения страны, а также решения накопившихся экологических вопросов необходимо кардинально пересмотреть проект экологического кодекса и действующее отраслевое законодательство и выработать комплексное решение существующих проблем электроэнергетики Казахстана.


Источник информации: Сайт Mail.kz
Размещено: 29 апреля
Просмотров: 71