Проектант
Размещение
рекламы





@proektant.
 
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
 

Aquatherm Almaty 2017–уникальная диалоговая площадка для обсуждения вопросов ЖКХ

5-8 сентября 2017 года в Алматы пройдет 10-я Международная выставка бытового и промышленного оборудования для отопления, водоснабжения, сантехники, кондиционирования, вентиляции, бассейнов, саун и СПА - Aquatherm Almaty 2017. Ежегодно Aquatherm Almaty открывает новый сезон масштабной экспозиции ведущих производителей и поставщиков. Международное присутствие включает стран-лидеров индустрии из Беларуси, Германии, Дании, Италии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Польши, России, Тайваня, Турции, Украины и Франции.

 
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
 

Новые источники альтернативной энергии появились в Астане

Самонаводящаяся система Smart flower позволяет преобразовывать солнечные лучи в электроэнергию. Такая установка может значительно сократить нагрузку на столичные подстанции, утверждают разработчики. Пока в столице установлены два таких устройства в виде цветка, которые расположены на проспекте Улы Дала и на выезде из аэропорта, отмечается на сайте столичного акимата. По словам разработчиков, устройство выполнено по австрийской технологии. Для установки ноу-хау не потребовалось средств из городского бюджета. Источники альтернативной энергии установлены за счет средств инвесторов.

ПОИСК ПО САЙТУ
новости, статьи, объявления, информация
Поиск осуществляется только по страницам разделов «Инфо», «Новости», «Статьи»
Загрузка поиска

Свет в городе – проблемы и перспективы

Источник информации: Журнал «Светотехника»

Размещено 27.11.2013


 


Ни один современный город просто невозможно себе представить без фантастических образов, в которые превращаются памятники архитектуры прошлого и современные постройки благодаря изобретательному ночному оформлению, освещению исторических и архитектурных памятников – область творческой деятельности, которая имеет свою историю и свои тенденции развития. Назначение её многофункционально.


Освещение городов служит не только средством обеспечения безопасности передвижения людей и транспорта, но также дополняет архитектурно-художественное оформление города в дневное, вечер­нее и ночное время. Кроме собственно уличного освещения, на главных площадях и крупных магистралях городов имеются круглосуточно освещённые витрины магазинов, стенды, светящиеся указатели переходов, домовые фонари, иллюминированные рекламные установки. Освещение парков, скверов и фасадов зданий на основных магистралях, дополняя общий вид освещённых городских ансамблей, объединяется художественным замыслом, положенным в основу архитектурного решения и планировки города.


Один из крупнейших архитекторов Италии нового времени Джио Понти писал «...об исключительных возможностях, предоставляемых нам освещением» и о картине ночной панорамы города, имеющей «...вид светлой сказочности и колоритности». Искусственный свет предназначен не только для того, чтобы выделить ночью композицию дневной архитектуры, но и для создания нового облика, который вызывает при ночном созерцании разнообразные, порой фантастично-поэтические образы и ощущения, большей частью духовные, надматериальные, какой и является сама природа света».


Идеи зодчих и дизайнеров по художественному решению городского освещения сегодня находят разнообразное практическое применение. В частности, активно используются рекомендации избегать многочисленных опор с осветительными приборами, стремиться к «вкраплению» этих приборов на участках стен и под карнизами крыш зданий, привязывать их к архитектурному ритму фасадов, решать свет в созвучии со стилем окружения, добиваться гармоничной соразмерности и масштабности опор, кронштейнов и других компонентов осветительного оборудования.


В палитре средств и приёмов архитектурного освещения зданий в зарубежных городах заметны, с одной стороны, некоторый перевес систем заливающего света и относительно широкое применение локального освещения фасадов зданий и их элементов.


Характер отдельных элементов и частей зданий, их пропорции, фактура их поверхностей, воздействующие на нас цветом и формой благодаря выразительному свету, вызывают сложные ощущения, создающие в сознании подобие дневных образов наблюдаемых предметов. Таков путь, встав на который, архитектор использует воздействие света на сетчатку наших глаз, чем формирует в нашем сознании определённый характер восприятия своего произведения. С полным правом можно утверждать, что основным сред­ством выразительности при восприятии архитектурного произведения является свет.


Можно выделить семь основных направлений, сфер деятельности архитектора и дизайнера, тех средств художественной выразительности, которые формируют эстетику городской среды сегодня. Это цвет и свет в архитектуре, ландшафтный дизайн (мощение, «зелёная архитектура», и т. п.), городской дизайн (в значительной мере определяющий рисунок мостов, ограждений, решёток и т. п.), легко возводимые конструкции (павильоны, киоски и т. д.), произведения монументально-декоративного искусства и наружная реклама.


Свет в этом ряду – один из важнейших факторов, участвующих в формировании современной городской среды. Свет способствует выявлению художественно-пластической структуры фасада, цвета и фактуры зданий в дневное, вечернее и ночное время. Свет способен кардинально менять художественный образ архитектурных объектов. К примеру, с помощью источников света с цветными светофильтрами можно придать зданию определённый оттенок и сделать комплекс одинаково освещённых зданий всегда узнаваемым.


Рассматривая тему ночного архитектурного освещения, стоит заметить, что здания, наполненные определённым смысловым содержанием, функционально входящие в ту или иную группу, можно и соответственно освещать, придавая этим архитектурному освещению новые декоративные свойства. Так, кафе и магазины можно освещать тёплым, придающим дополнительную привлекательность и вместе с тем не отвлекающим от световой рекламы, светом. Объектам культуры, культовым, жилым и промышленным объектам грамотным архитектурным освещением можно придавать свой доминирующий цвет. Это сообщает архитектурным сооружениям дополнительную знаковую выразительность и узнаваемость.


Архитектурное освещение может стать подлинной «световой архитектурой», если искусственный свет (или, точнее, освещение искусственным светом) сможет создавать оригинальные пространственные эффекты, которые возникают и исчезают вместе с искусственным светом. Поэтому следует считать, что к примерам «световой архитектуры» относятся лишь такие произведения светодизайна, выразительность которых обусловлена предложенной для них, по замыслу автора, оригинальной системой искусственного освещения. Эффект «волшебства», создаваемый «световой архитектурой», исчезает в момент выключения искусственного архитектурного освещения здания.


Широкие возможности творческого использования разнообразных источников света создали предпосылки к поискам новых путей в решении задач искусственного освещения, явились стимулом к изучению и разработке художественных методов применения искусственного освещения. Для этих поисков характерно новое содержание, вкладываемое в понятие «креативное видение», отразившееся в живописи и графике, а также в других видах изобразительных искусств; ярче всего это направление выразилось в современной архитектуре. Светотехника становится важным средством достижения стоящих перед архитектурой целей, и в первую очередь целей художественного порядка. Именно с её помощью может быть задействован новый инструмент архитектурной выразительности – искусственный свет, создающий ему одному свойственную среду. Данная возможность в руках художника-архитектора может привести к новому «стилю освещения» города.


Концепция архитектурно-художественного освещения зданий базируется на использовании современных автоматически управляемых «интеллектуальных» прожекторов, предназначенных для реализации технических решений «световой архитектуры». Это позволяет программными средствами при одной и той же конфигурации осветительных приборов плавно менять облик наружного освещения (иллюминации). Архитектурные прожекторы помогают высвечивать на общем фоне фасада здания его отдельные архитектурные элементы: колонны, карнизы, откосы и т. п. Этот эффект не зависит от изменения цвета и оттенков общего фона фасада. В период проведения Фестивалей Света, а также в отдельных торжественных случаях применяются «движущиеся» на фоне освещенного фасада световые изображения, символы, логотипы и орнаменты, приём, получивший название «videomapping».


Пользоваться искусственным освещением приходится осторожно и деликатно. И чем тоньше проектный подход, тем неожиданнее бывает художественный эффект. Так, интенсивный заливающий свет растворяет в себе декоративное убранство, если оно недостаточно крупно, делает поверхность плоской, размывает осязаемые границы. А локальное освещение незаменимо в обрисовке абриса колонн, пилонов и т. п. Изящно скользящий световой пучок делает видимым даже то, что может оставаться незамеченным в пасмурные дни, когда гаснут светотени. Подобное освещение акцентирует внимание на скульптурном украшении, декоре и на всём здании в целом. Специалисты также комбинируют виды освещения, особенно в случае культовых сооружений – храмов, часовен, колоколен.


Творческая практика открывает новые приёмы световых инсталляций, таких как световая графика, когда ярко обрисовываются основные контуры здания или на грубую поверхность проецируются цветные изображения. Сегодня светодизайнеры научились создавать разные монохромные и полихромные иллюзии на поверхностях зданий. Жизнеспособной оказалась идея «визуальной реконструкции» исторических силуэтов – шатров, куполов, шпилей, фронтонов, башен и арок посредством светящегося каркаса утраченной постройки. Стремительно формируется новая световая панорама ночного города, в котором не только «светло как днём», но видны ещё и масштабы застройки, её достопримечательности. Разумеется, осуществить это можно лишь при двух условиях: сначала создаётся «сценарий» или художественная концепция основных композиционных и светотехнических приёмов, а затем обеспечивается координация действий всех осветительных систем.


Ещё одним направлением светового дизайна является организация освещения фасадов зданий, витрин, навесов и козырьков над входами в дневное время. Необходимость в использовании подобных приёмов освещения появилась ещё в 1930-х годах в связи с развитием коммерческих учреждений: казино, ресторанов, супермаркетов, варьете и т. п. Сегодня ряд зон города, особенно пешеходных, изобилует соответствующими установками, часть из которых обладает функциональным значением и явными художественными достоинствами.


Сегодня очевидно, что ночному городу нужен особые специалисты – светодизайнеры, поднимающие проблемы освещения городов до уровня искусства. Они должны научиться так же уверенно «конструировать» световую среду, как традиционно её формируют в материально-пространственных формах. По существу, на наших глазах рождается специализация по подготовке архитекторов-дизайнеров, занимающихся архитектурным освещением. Данному направлению уделяют внимание в МАрхИ, МГХПА им. С. Г. Строганова, КГАСУ и некоторых других вузах нашей страны.


Назаров Юрий Владимирович, Ректор НОУ «Национальный институт дизайна». Член-корр. Российской Академии художеств. Президент Союза дизайнеров Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.







СВЕЖИЕ СТАТЬИ


Контактные данные   |   Рекламно-информационные услуги   |   Размещение в Каталоге   |   Баннерная реклама   |   Статистика посещаемости